- КОНФЛИКТ ПОЗИЦИОННЫЙ
- – 1. Организационный конфликт, в котором предметом является не деловая проблема, а сами взаимоотношения. Невозможность достижения своих целей на деловом уровне часто приводит работника к необходимости изменить отношение руководителя (др. работника) к себе, т. е. изменить его позицию. Не располагая деловой аргументацией, работник стремится подменить предмет конфликта и перевести конфликт с делового уровня на уровень взаимоотношений и тем самым превратить «деловой» конфликт в К. п. Деловые конфликты относятся к предмету и содержанию (теме) общения работников (работника и руководителя). К. п. инициируются противодействующими лицами для изменения взаимоотношений. 2. Объективное противостояние подразделений организации, цели существования которых оказываются конкурирующими. Конфликт позиционен, потому что он объективно задан положением подразделений в организационной структуре. Исследователи отмечают пользу такого конфликта. К. п. дает возможность руководству более объективно оценивать действия подразделений, поскольку те в противостоянии ищут более совершенные доводы своей состоятельности, разрабатывают новые технологии. К. п. создает конструктивное напряжение, полезное для организации. Поэтому на практике он нередко специально предусматривается в целевой структуре организации. Патология К. п. возникает тогда, когда целевое напряжение, вызванное сугубо позиционными причинами, насыщается эмоциями, переходит в межличностное напряжение и межличностный конфликт. В данном аспекте К. п. тождественен структурно-организационному конфликту.
* * *
конфликтное Взаимодействие между индивидами и социальными группами, сотрудничающими в одной организации (например, между конструкторским отделом и отделом Одного предприятия или фирмы) и в угоду своим личным или групповым интересам занимающими различные позиции в решении одной и той же или смежных задач.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.